Причинами потери работоспособности автомобильного генератора может
быть короткое замыкание секций обмотки якоря или пластин коллектора.
Причинами короткого замыкания секций обмотки якоря могут
быть:
- ослабление железных пластин якоря и врезание их в
провода обмотки;
- задевание якоря за полюсные наконечники, вызывающее
сдвиг железных пластин, которые повреждают изоляцию обмотки;
- повреждение изоляции в результате нагрева и вибраций при
работе генератора на больших нагрузках.
Для проверки замыкания обмотки якоря на «массу»
необходимо:
1) уложить якорь на призму трансформатора и
включить провод для проверки изоляции;
2) замкнув наконечники провода, убедиться в наличии тока
в цепи (контрольная лампочка прибора должна загореться);
3) соединить один наконечник провода с валом или
сердечником якоря, а другой - поочередно с каждой пластиной коллектора.
Если замыкание обмотки якоря на «массу» отсутствует, то
контрольная лампочка не загорится, при замыкании, обмотки с «массой»
лампочка загорится. Место замыкания определяется с помощью
миллиамперметра и щупов для проверки коллектора.
Для определения места замыкания используется миллиамперметр прибора и
щупы для проверки коллектора.
Порядок выполнения этой операции следующий:
1) вынуть один щуп из обоймы и приложить его к «массе»
якоря;
2) включить прибор;
3) вторым щупом поочередно коснуться трех пластин
коллектора, при этом стрелка миллиамперметра должна отклониться;
4) повернуть ручку реостата миллиамперметра так, чтобы
стрелка прибора отклонилась на число делений, удобное для отсчета
(например 10-15 делений);
5) касаться поочередно каждой пластины коллектора щупом,
одновременно наблюдая за показаниями миллиамперметра.
По мере приближения к замкнутому на «массу» витку
показания прибора будут уменьшаться, а у места замыкания будут равны
нулю (в случае замыкания у коллектора) или будут незначительно больше
нуля (в случае замыкания витка в середине якоря).
Причиной замыкания коллектора на «массу» может являться
отложение угольной пыли щеток на торце коллектора, вызывающее утечку
тока. Утечка тока вызывает местный нагрев, благодаря которому миканит
коллектора обгорает и превращается в
проводник.
Замыкание коллектора на «массу» может быть вызвано
применением кислоты при пайке, а также попаданием на коллектор припоя или отложением
угольной пыли.
Замыкание внутри коллектора может происходить из-за
неправильной его сборки или повреждения миканита.